В этой статье мы рассмотрим ситуацию с оформлением земельного участка в собственность — в каких случаях это возможно, как проходит сам процесс оформления и все его нюансы. Пошаговая инструкция по всем этапам оформления.
Содержание статьи
Кто может оформить землю в собственность?
Оформить землю в собственность можно в тех случаях, когда вы обладаете:
- Правом постоянного бессрочного пользования — если участок получен от кооператива, колхоза и т.д.
- Правом пожизненного наследуемого владения — например: если участок принадлежал вашим родителям (или супругу, или детям), которые до смерти не успели оформить наследство
- Правом аренды — при наличии договора аренды на земельный участок, заключенный с городской или районной администрацией
Порядок оформления: пошаговая инструкция
Порядок оформления при наследовании
При переходе земли по наследству и по завещанию, оформить его можно достаточно легко — собрать документы и получить свидетельство:
- В течение 6 месяцев после смерти наследодателя, наследник обращается к нотариусу и заполняет заявление на принятие прав на земельный участок.
- Нотариусом выдается доверенность, которая позволяет вести наследственное дело и получить все необходимые документы на землю.
Какие документы нужны:
- Кадастровый паспорт — берется в Кадастровой палате, по 1 экземпляру на каждого наследника и 1 копия для нотариуса. В нем указан план участка и его стоимость.
- Выписка из ЕГРП по форме номер 3 — берется на наследодателя. В ней указано какой недвижимостью он обладал.
- Выписки: об отсутствии на земельном участке различных строений; из земельного кадастра на земельный участок; с технической характеристикой; на предмет оформления наследства — берется в Роснедвижимости
- Выписка из домовой книги — с места последней регистрации наследодателя
- Рыночная оценка земельного участка и договор об оказании оценочных услуг — получить можно в соответствующих лицензированных организациях.
- Документ, подтверждающий родственный отношения — свидетельство о рождении, браке, либо справка из ЗАГСа.
- Завещание (при наличии)
- Если участок был получен наследодателем тоже по наследству или был ему подарен — нужна справка из налоговой.
- После сбора и предоставления всех документов, нотариусом проводится оформление свидетельства о праве собственности наследника на землю.
- Далее необходимо официально зарегистрировать свидетельство. Обращаемся в Регистрационную палату или МФЦ и заполняем заявление о регистрации права на земельный участок. С заявлением предоставляются документы:
- паспорт гражданина РФ
- свидетельство, полученное у нотариуса
- свидетельство о смерти наследодателя
- кадастровый паспорт на землю
- Оплачивается госпошлина 1000 рублей.
- После получения всех документов, сотрудник отдела регистрации выдаст расписку с датой выдачи свидетельства о праве собственности на земельный участок. Срок получения — до 10 дней.
Порядок оформления по договору бессрочного пользования или аренды
В этом случае очередность действий следующая:
- Зарегистрировать земельный участок можно в упрощенном порядке, согласно закону о Дачной амнистии (подробнее здесь).
- Заказываем в БТИ генеральный план на земельный участок.
- Обращаемся в районную администрацию или Министерство имущественных отношений и подаем заявление о передаче участка в собственность. Понадобятся документы:
- кадастровый паспорт на землю
- генеральный план из БТИ
- акт о передаче земли во владение
- Решение о передаче прав пользования выносится администрацией в течение 1-3 месяцев.
В геодезической компании заказываем составление геодезического плана участка.
- Проводим межевание участка, ставим землю на учет и получаем новый кадастровый паспорт. Подробные инструкции:
- Регистрируем право собственности и получаем свидетельство. Для этого обращаемся в Регистрационную палату с документами:
- паспорт гражданина РФ (каждого собственника)
- кадастровый паспорт на землю
- договор основания (договор купли-продажи и о передаче зем. участка в собственность)
- межевой план
- Оплачиваем госпошлину в размере 2000 рублей и подаем регистратору заявление.
- После этого будет назначена дата выдачи свидетельства о праве собственности, занимает это обычно не более 10 дней.
Какую землю нельзя оформить в собственность?
Список следующий:
- Земли, которые находятся в ведении служб безопасности и иных государственных органов РФ — особые режимные объекты, земли используемые Вооруженными Силами РФ для проведения маневров и учебных действий.
- Земли заповедников и особые природные зоны, в том числе представляющие интерес культурного наследия.